Все в выигрыше – или нет? приключения иностранных инвесторов в российской провинции

В этом разделе предлагаются выводы, сделанные членами Комитета на основе опыта их работы по продвижению крупных инвестиционных проектов в российских регионах. Из соображений конфиденциальности, названия компаний, регионов или имена их руководителей не разглашаются. Тем не менее, все описанные ситуации реальны и типичны для многих районов страны.

ПРОБЛЕМА

Согласно статистике, опубликованной недавно Центральным банком России, прямые иностранные инвестиции в стране выросли почти на 20% за первые три квартала 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года. Эти данные подтверждают часто высказываемое мнение, что экономическая деятельность во многих российских регионах выходит из недавнего упадка. Поэтому не удивительно, что международные инвесторы в России возвращаются к проектам, замороженным во время экономического кризиса. К этому их принуждает не только растущий спрос на их продукты. Многонациональные компании, работающие в России, уже некоторые время начинают понимать, что просто импортировать свою продукцию в Россию уже недостаточно, поскольку такой подход более не отвечает политическим и экономическим требованиям, выдвигаемым российским руководством. Правительство России предпочитает, чтобы передовые технологии применялись на её территории, поэтому оно призывает иностранных инвесторов создавать здесь современное производство, которое может выпускать продукцию по самым современным международным стандартам, и, таким образом, помогает стране значительно улучшить реализацию её инновационного потенциала. Этой идеологии придерживаются, или, по крайней мере, так заявляют руководители многих федеральных и региональных ведомств. Однако, на местном, муниципальном уровне, картина выглядит нередко

иначе, так как там довлеют другие интересы. Нередко муниципальные власти, – особенно там, где уже существует оживленная деловая активность, озабочены тем, что новый инвестиционный проект может нарушить чувствительную местную экосистему деловых связей, взаимоотношений на рынке труда, привести к переделу рынка на аналогичные товары, и даже поставить под угрозу традиционные интересы. Что нередко и происходит. Таким образом, не отдавая себе полного отчёта о соотношении сил и настроений в экономическом и политическом ландшафте своего будущего инвестиционного проекта, иностранный инвестор может попасть в весьма непростую ситуацию. Полностью поддерживая призывы правительства помочь в модернизации страны, инвестор, с его точки зрения, именно так и поступает. Ведь новый инвестиционный проект завода или логистического центра создает ситуацию, при которой в выигрыше остаются все: местное население получает новые рабочие места, региональный бюджет получает новые налоговые поступления, экономика страны получает новые современные технологии, а инвестор получает новое

производство, помогающее ему увеличить продажи на фоне растущего спроса. Но на самом деле ситуация может выглядеть совсем не так. Несмотря на зачастую громкую рекламу проекта областным начальством, поддержка инвестора на местном уровне в значительной степени за висит от того, насколько совпадают экономические

и социальные приоритеты на всех уровнях власти в регионе. Если это не так, то даже давление со стороны губернатора или областного министра инвестиционной политики может быть недостаточным для того, чтобы убрать те препятствия, которые незаметно вырастают перед инвестором, пока его проект «ковыляет» от одного регионального учреждения к другому в поисках разрешений и сертификатов.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Что же делать? Во-первых, инвесторы, ещё до запуска проекта, должны провести тщательную проверку репутационного баланса между властями губернскими и муниципальными. Далеко не редкостью является ситуация, в которой глава муниципалитета отдаёт приоритет не требованиям губернатора, а местным интересам. Логика его действий весьма проста: не кампании губернатора, даже если он принадлежит к правящей партии, а поддержка местных деловых группировок, как правило, обеспечивают переизбрание главы муниципалитета. И беда тому инвестору, который думает, что влияние губернатора переломит сопротивление местного главы. Как правило, этого не происходит.

Во-вторых, инвестор должен провести прицельную разведку того социального ландшафта, где будет размещён его будущий проект. Мало того, что местные политические распри могут стреножить или утопить любое начинание. Зарождающееся во многих регионах России экологическое самосознание населения нередко становится орудием оппозиционных интересов местных политиков. В то же время, всё чаще местное экологическое движение приобретает

собственный голос, достаточно громкий для того, чтобы быть услышанным за пределами губернской столицы, а распространением интернета растёт и независимость от наличия доступа к традиционным местным и региональным медийным каналам. Резкое падение стоимости эксплуатации странички в интернете привело к бурному размножению местных сетевых форумов и формированию местных групп интересов, которые могут сильно услож-нить жизнь, как инвестору, так и муниципальным и губернским властям. Общественное мнение может сплачиваться вокруг определённой экологической проблемы, нередко доставшейся сегодняшним властям в наследство от советской эпохи. Или оно может создаваться как неформальное общественное сопротивление непопулярному местному политику

или чиновнику. Более того, российские законы на сегодняшний день предлагают общественности, по крайней мере,

формальные каналы обращения к федеральным властям, минуя областные. Сюда относятся общественные приёмные либо Президента России, либо Уполномоченного Представителя Президента Рос-

сии. Добавьте к этому требования закона проводить общественные слушания каждый раз, когда реализация инвестиционного проекта требует покупки земли или изменения правил землепользования. Подобные слушания нередко являются необходимым условием для Госэкспертиз разных уровней к выдаче положительного решения по проекту. В умелых руках эти инструменты могут стать действенным средством затормозить любой инвестиционный проект, несмотря на давление из губернской столицы.А если в этот «коктейль» ещё добавить нескончаемый марафон выборов в различные уровни законодательной власти, который, сам по себе, «стреножит» политиков разных мастей и уровней, то ясно, почему реализация некоторых инвестиционных проектов длится не месяцы, а годы.

Безусловно, нет единого рецепта, как справиться с таким нагромождением препятствий. Но общие элементы эффективного подхода выделить можно.Это – сочетание нескольких факторов: сбор исчерпывающей информации инвестором или профессиональными коммуникационными агентствами, с которыми он работает; создание дружественных отношений, как с местным населением, так и с местным деловым и экологическим сообществами. Но, главным образом, это соблюдение полной прозрачности в процессе рассказа местным ключевым аудиториям о тех преимуществах, которые ваш проект принесёт им, их району, области и самому инвестору.