Регулирование раскрытия инсайдерской информации в России

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСКРЫТИЯ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ.

ПРОБЛЕМА. (опубликовано в //Меморандум европейского бизнеса в России. Ассоциация европейского бизнеса, Осень-Зима 2010/ 2011, стр. 149-151//)

 

Взаимодействие между инвесторами и эмитентами, основанное на равнодоступности значимой информации об эмитентах для всех инвесторов, наконец-то получило долгожданную поддержку со стороны российских законодателей. 27 июля 2010 года Президент Д. Медведев подписал новый федеральный закон №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Этот закон был одним из самых многострадальных в истории российского законодательства. В течение более 10 лет то Госдума, то федеральное правительство вносили законопроекты, ставящие цель повысить прозрачность финансовых рынков страны, принять правила цивилизованного поведения участников рынка. И каждый раз противникам этого законодательства, которые явно предпочитали действовать в сером пространстве межзаконья, удавалось намертво заморозить эти проекты в различных думских комитетах. Тем временем, по оценкам экспертов, около половины всех сделок на российских биржах производятся с использованием инсайдерской информации, доступ к которой практически отсутствует у зарубежных инвесторов.

Сопротивление противников законодательства помогли переломить три основных фактора. Во-первых, российское руководство усилило свою инициативу превратить Москву в международный финансовый центр – а это немыслимо без законов и правил, соответствующих международным нормам.

Во-вторых, разгул инсайдерских сделок стал угрожать репутации российских эмитентов, чьи ценные бумаги торгуются на международных биржах, а следовательно и уровню их котировок. Финансовый кризис ещё ухудшил эту ситуацию.

И наконец, непрозрачность российских финансовых рынков постепенно привела к тому, что международные инвесторы стали воспринимать российские ценные бумаги как несущие непропорционально высокий спекулятивный риск, что, в свою очередь, болезненно удорожило кредиты для российских заёмщиков.

Эта ситуация должна резко измениться, начиная с 27 января 2011 года. Именно тогда вступит в силу подписанный президентом закон. Вернее, большая его часть. Ряд положений этого закона настолько сильно отличаются от сегодняшней практики, что законодатели решили дать участникам рынка три года, чтобы привыкнуть к новым, цивилизованным условиям. К таким положениям относится, например, введение уголовной ответственности за использование инсайдерской информации, которое привело к значительному финансовому ущербу, превышающему 2.5 миллиона рублей. Виновник может быть наказан лишением свободы от 2 до 7 лет, штрафом до 100 000 рублей, а также запретом на занятие определённых должностей или определённые виды деятельности до 5 лет.

Подобное ступенчатое введение законодательства связано с тем, что такие серьёзные изменения нелегко будет быстро усвоить всем участникам рынка, эмитентам, регулирующим органам и чиновникам всех уровней. Ведь закон содержит в себе ряд новых основополагающих формулировок, которые заново прописывают правила поведения всех экономических агентов.

Сюда относятся понятия о том, что такое инсайдерская информация, кто является первичным и вторичным инсайдером и какое наказание – уголовное или административное – ожидает того, кто воспользуется инсайдерской информацией в целях получения прибыли. Вот краткое изложение основных нововведений:

Согласно статье №2 ФЗ-224, инсайдерская информация - это точная и конкретная, но нераскрытая информация (в том числе представляющая собой коммерческую, служебную и иную тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и/или товаров, и которая включена в соответствующий перечень инсайдерской информации.

Однако самого перечня в законе пока нет. Вместо этого, статья №3 говорит, что федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (Федеральная Служба по Финансовым Рынкам - ФСФР) должен утвердить нормативным правовым актом исчерпывающий перечень такой информации. А те, кто являются обладателями инсайдерской информации согласно статье №4 закона, обязаны утвердить собственные перечни её. На всё это законодатель отводит один год.

Статья №4 подробно перечисляет тех, кто является инсайдерами. Ими могут являться не только организаторы торговли ценными бумагами, клиринговые компании, депозитарии и кредитные организации, участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры), но и эмитенты, члены советов директоров, владельцы более чем 25 % акций компаний, рейтинговые агентства, аналитики инвесткомпаний, а также госслужащие, имеющих доступ к инсайдерской информации. Более того, к ним – в качестве вторичных инсайдеров - относятся и информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации, а также  физические лица, имеющие доступ к информации, носимой первичными инсайдерами на основании трудовых и/или гражданско-правовых договоров, заключенных между ними.

Таким образом, к числу вторичных инсайдеров закон относит и PR агентства, но только в том случае, если между агентством и клиентом существует договор и  инсайдерская информация раскрывается на его основании. Это означает, что сотрудники таких PR агентств будут нести предусмотренную законом ответственность.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Мы рекомендуем компаниям, в соответствии с законом, составить перечень типов информации, которая ФСФР признает инсайдерской, а также установить внутрикорпоративные запреты на совершение действий с ценными бумагами лицам, обладающим инсайдерской информацией (первичные инсайдеры) или могущим приобрести её в результате общения с носителями такой информации (вторичные инсайдеры) до формального раскрытия этой информации участникам рынка.

В случае утечки инсайдерской информации, чтобы не допустить нанесения вреда интересам участников рынка ценных бумаг, компании должны предпринять меры к немедленному раскрытию этой информации, включая опубликование сообщения на официальном сайте компании и направление сообщения с пометкой «для немедленного распространения» в ведущие информационные агентства. Мы рекомендуем компаниям, подпадающим под действие нового закона, и PR агентствам уточнить свои контракты в части регулирования раскрытия инсайдерской информации и проработать алгоритмы действий в рамках нового закона.